История слов → Что такое юркнул, что означает и как правильно пишется

Что такое "юркнул"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

юркнул Вот, приют, теплится, чу, юркнул. [...] Пушкин, увлекаемый демократическим течением в литературе, двигался [...] в сторону «просторечия». В связи с этим усиливаются отрицательные суждения поэта о французской литературе и французском влиянии на язык. В связи с этим принимают резко враждебную, полемическую окраску отзывы Пушкина о Дмитриеве, который был наиболее устойчивым хранителем канона салонной речи и в 1821 г. 26 июня писал А. С. Шишкову: «Весьма справедливо ваше негодование на новизны, вводимые новейшими нашими поэтами. Я и сам не могу спокойно встречать в их (исключая одного Батюшкова) даже высокой поэзии такие слова, которые мы в детстве слыхали от старух или сказывальщиков. Вот, чу, приют, теплится, юркнул и пр. стали любимыми словами наших словесников. Поэты-гении заразили даже смиренных прозаистов: даже и самый ”Вестник Европы“ без предлога вот не может дать ни живости, ни силы, ни приятности своему слогу» (Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова, 2, с. 350). Это замечание Дмитриева полно глубокого исторического интереса. Оно направлено в первую очередь против Жуковского. Это в его стихах часто встречаются те формы просторечия, которые шокируют Дмитриева. Например, слово приют с своими производными становится излюбленным в языке Жуковского десятых годов: Рощица, бывало, В зной приют давала нам... Что с приютом стало? Ветр осенний бушевал, И приютный лист опал (Песня, 1814). Было мне лучше; сидеть бы в приютном тепле под землею... (Овсяный кисель, 1816). В тени олив твоих приютных (Путешественник и поселянка, 1819). Ср.: Тех приюти между ветвей, А тех на гнездышке согрей... (Летний вечер, 1818). Прими, приюти нас на темную ночь... Принять, приютить вас готова, друзья (Три путника, 1820). Ср. у Пушкина: ... и Дмитрев нежный Твой вымысел любя Нашел приют надежный (Городок, 1814). И снова я философ скромный Укрылся в милый мне приют... (Послание к Юдину, 1815). Прости, приют младых отрад... (К Галичу, 1815). (Ср. у Милонова в стихотворении «На женитьбу в большом свете»: В семействе лишь приют сердечного покоя...) Тебя зову, мудрец ленивой, В приют поэзии счастливой (Там же). Ужель приют поэта Теперь средь вихря света... (Послание к Галичу, 1815). Оно сокрыло их во мрачный свой приют (К Жуковскому, 1816). Уныние, губительная скука Пустынника приют не посетят (Разлука, 1816). Мой голос тих, и звучными струнами Не оглашу безмолвия приют... (Сон, 1816). Слово вот — у Жуковского: Но вот шумит, журчит ручей (Гаральд, 1816). Вот он лежит в борозде и малютке тепло под землею; Вот тихомолком проснулся, взглянул и сосет, как младенец (Овсяный кисель, 1816). Во тон жил опять и себя от веселья не помнит Вот стебелек показался... Вот проглянул, налился и качается в воздухе колос... Вот уж и цветом нежный, зыбучий колосик осыпан Вот налилось и зерно и тихохонько зреет Вот уж и Троицын день миновался, и сено скосили Вот уж пожали и рожь, ячмень, и пшеницу, и просо Вот с серпами пришли и Иван, и Лука, и Дуняша Вот и снопы уж сушили в овине Вот и гнедко потащился на мельницу с возом тяжелым (там же). Ср. также очень частое употребление вот в сказке (из Гебеля) «Красный карбункул» (1816). Ср. вот у Пушкина: Вот с милым остряком Наш песельник тащится По лестнице с гудком. (Послание к Галичу, 1815). И вот она с томленьем на устах К любезному в объятия упала. (Рассудок и любовь, 1815). И вот, жезлом невидимым своим Морфей на все неверный мрак наводит. (Сон, 1816) и т. п. Ср. в отрывке: «Свод неба мраком обложился» (1822): Славян вот очи голубые, Вот их и волосы златые. Ср. частое вот в поэме «Руслан и Людмила» (ср. резкое замечание «Санкт-Петербургских ученых ведомостей» (1777) об употреблении слова вот в надписи Прокоповичу Федора Козельского: «Слово вот неприлично... Славные стихотворцы наши употребляют вместо оного се»). Чу —у Жуковского: Но чу!.. там пруд шумит. (Деревенский сторож, 1816). Да чу! и к завтрене звонят. (Утренняя звезда, 1818). Ср. у Пушкина: Но чу! идут — так, это друг надежный. (Эвлега, 1814) Чу! бьет полночь... Что же Зоинька? (Бова, 1815) Ср. у Дельвига в балладе «Поляк»: Но злодей! Чу! Треск булата... Юркнуть у Жуковского: Кольцо юркнуло в воду; Искал.., но где сыскать!.. (Песня, 1816). Теплиться у Жуковского: В своей спокойной высоте; Затеплился на церкви крест. (Утренняя звезда, 1818). Ср., впрочем, у Державина: Но лишь солнце появилось, И затеплились кресты. (2, 376, с. 18). Ср. у Милонова: Подобно тем огням, вкруг гроба вознесенным, Которы тепляся, свой тихий свет лиют... (Нина). И теплится заря на западе багряном... (Уныние). Ср. у Пушкина в стихотворении «Мечтатель» (1815): И бледный теплится ночник Пред глиняным пенатом. Ср. потом в языке «Пиковой дамы»: «Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампада». Таким образом, на рубеже 10-х и 20-х годов происходит внутренний распад карамзинизма. Отдельные его ветви подчиняются процессу растущей демократизации и национализации литературного языка. «Просторечие» и старинная письменность разбивают оковы салонного стиля. (Виноградов. Язык Пушкина, с. 95—99).
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Х    Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я  
Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!