Слово о полку Игореве - словарь-справочник → Что такое сонъ, что означает и как правильно пишется

Что такое "сонъ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

сонъ Сон — сонъ (1) 1. Сновидение; то, что снится. Се ангелъ господьнь въ сьн? явися ему глаголя: Иосифе, сыну Давидовъ, не убоися прияти Мария жены твоея. Остр. ев., 247 об. (1056—1057 гг.). Приступивъши жена имущия руку суху, съпов?даше сънъ Лазареви сице: въ сию нощь с?дящи ми у церкве и приидоста дв? уноши красна. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 22 а (XII в. ? XI в.). Сонъ же бысть таковъ. Быша 4 класи. Первыи сух бысть мразом, а вторыи стояше, а на третии волци припадоша, и пос?коша. Флав. Полон. Иерус., 195—196 (XVI в. ? нач. XII в.). Дьнесь бо въ сн? узриши бога того, съшедша с тобою. Александр., 9 (XV в. ? XII в.). Братия же собравше во град? вся волхвы и книжницы и фарисеи, и пов?даша сонъ сестры своея. Девг. Д., 157 (XVII—XVIII вв. ? XII—XIII вв.). Мнози челов?ци аже кого застануть пов?ствующа пира д?ля или сонъ, и по?здъ, или убииство, или ловъ, или сваръ съ другомъ, то отверзенама ушима слушаютъ с молъчаниемъ. Пчела, 158 (XIV в. ? XIII в.). И рече царь призвати балиа и влъхвы и чярод?иця и халд?я възв?стити царю сънъ его. Библ. Генн. Дан., II, 2 (1499 г.). ? Вид?ти сонъ: А Святъславь мутенъ сонъ вид? въ Кіев? на горахъ. Си ночь съ вечера од?вахуть мя, рече, чръною паполомою, на кроваты тисов?. 22—23. И в ты дьни Филипъ, сыи въ своеи власти, сонъ вид?, яко орелъ истергну об? очи его. Флав. Полон. Иерус., 257 (XVI в. ? нач. XII в.). 1156: Дивно вид?ние сказа, преже своея болезни трьми дьньми вид? сонъ: пришедшю ему съ заутрени и опочивающю, и се обр?тохся въ церкви Печерской. Ипат. лет., 483 (XV в.). Приведе Нектонава и рече (Олимпиада) ему: Вид?хъ сонъ, егоже ми еси реклъ бога Амнона. Александр., 10 (XV в. ? XII в.). Братия моя милая, вид?ла я сонъ: въ н?кое время влет?ша въ полату мою златокрылатыи соколъ и ятъ ми за руку. Девг. Д., 157 (XVII—XVIII вв. ? XII—XIII вв.). Сего ради и въ[з]любленъ бысть от бога и посла[н] бысть ангелъ и научи и таи[н]ы скровеныя, т?мь и со[н]ъ вид? раздр?ши и и ск[аз]а цесарю. Прол. БАН XIII в., 16 об. ? Видла царица нехороший сон: / Бьётся сокол да с черным вороном, / Перебил сокол да черна ворона: / Ясный тот сокол — Вольга богатырь, / Черный тот ворон-то сам Сантал. Онеж. былины Гильф., I, 159. Ср. А. Смирнов (О „Сл. о п. Иг.“ — Филол. зап., вып. 2. Воронеж, 1879, с. 200): „Вера в сны составляет остаток язычества. В Слове сон Святослава служит вступлением к повествованию о занимающей его были; то же и в великорусских исторических песнях: сны служат вступлением к творческой были о каких-нибудь важных событиях: например, вступлением к былинам о шведской войне служит следующий сон девицы с объяснением его матерью... Подобным же сном открывается круг песен про войну 1812 г. Не спалось девке, не дремалось, / Ничего во сне не виделось, / Только виделся сон бессчастный: / Как буйны ветры подымались, / Сы хором верхи срывали, / Что по самые по окошки, / Только виделось девке, / Как француз Москву разоряе, / Красну девицу в полон взяли (Кир. вып. 10, с. 3)“. В. Н. Перетц („Сл. о п. Іг.“. У Київі, 1926, с. 242—246): „Повертаючись до пам’яток д.-руського письменства, що торкаються віри в сни, — ми знаходимо дуже небагато; але все-ж сліди є. Літописець Переяславля Сузд. он що переказує про деревлянського кн. Мала ... «князю же веселіе творящу къ браку, и сонъ часто зряше Малъ князь...». В Іп. р. 1156 читаємо, що Новгор. еп. Нифонт за три дні до смерти, бувши в Печерському ман., бачив ... сон ... отже віру у пророчі сни підтримували й світські, і духовні, і перекладні, і оригінальні пам’ятки давнього руського письменства. ... Цього давня Русь не знала й про всякий випадок, мабуть, вірила в кожен сон, надто — страшний. Цю віру підтримували і релігійні повчальні повідання в житіях святих — в Ч.-Мінеях і Пролозі... Найдавніші житія руських святих знають «віщий сон»... Не згадуємо за пізніші житія. Віщий сон перекидаеться в світську літературу давньої Руси: його бачить радник царгородського царя перед Куліковською битвою в переробці 4-й (за Шамбинаго) ред. Сказания, рук. Рос. Публ. Б. Q XVII, № 209, вид., ст. 156. Отож природньо зустрінути віру в сни і в пам’ятках народньої устної традиції. Великоруська старовина також зна цю підхідку — запроваджувати віщий сон; у Кирші («Взятье Казанское царство», с. 119) — сон цариці Олени... Віщий сон частенько в весільних піснях великор. і українських... В білор. весільній пісні нареченій привиджується віщий сон“. См. также: вид?ти сон — вып. 1, с. 118. ? Вид?ти въ сн?. Вид? въ сън? пр?славьна царя, глаголуштя (так!): Пр?дадите и Фоц? воину, да и осудить. Изб. Св. 1076 г., 129. Въ ту же нощь леже Александръ спати и вид? въ сн? Амъмона стояща в него въ образ? Ермов?. Александр., 60 (XV в. ? XII в.). И коньчавшю ему (Нифонту) молитву и мало уснувъшю, и видяше въ сн? море велико з?ло, и стояше же посред? его стълпъ великъ. Ж. Нифонта, 267 (1219 г.). 2. Состояние спящего. Петръ же и сущая съ нимь б?аху отягъчени сънъмь, убуждьше же ся вид?шя славу его. Остр. ев., 283 об. — 284 (1056—1057 гг.). Блаженыи же о сихъ вс?хъ по вся нощи бе съна пребываше, моляся бога съ плачьмь, и часто къ земли кол?н? прекланяя. Ж. Феод. (Усп.), 45 б-в (XII в. ? ок. 1088 г.). Възложи на Адама сънъ богъ, и тъгда ребро отя, понеже убо б?аше отъ ребра того изити изв?ту пр?ступления, м?ню же отъ Еугы. Златостр., 14 (XII в.). Сонъ ничтоже ино есть, но смерть [временная и дьневное скончание]. Пчела, 258 (XIV в. ? XIII в.). ? В?чныи сонъ — смерть. Земля же ны ражаеть, и земля коръмить, подъ землею бо кончавшися лежимъ въ в?чьныи сонъ. Александр., 84—85 (XV в. ? XII в.). Зв?зда же пакы възыде на небеса, и абие усп? Александръ в?чнымъ сномъ. Там же, 104. ? Сонъ — вин. пад. ед. ч. ----- Дополнения ----- Ср. Адрианова-Перетц («Сл. о п. Иг.» и памятники, с. 126): «Символическое значение снов широко известно по ветхозаветным книгам Библии, в частности и по тем отрывкам из них, которые входили в Паремийник. „Пророческие“ сны встречаются и в Апостоле древнейших списков. „Вещие“ сны древнерусский читатель встречал в Александрии, начиная со старшей ее редакции, причем, подобно тому как бояре объясняют сон князю Святославу, там царю Филиппу „разрешитель сну“ раскрывает „пророческий“ смысл сна ...и дальнейшие события подтверждают это толкование. ...Хроника Амартола также вводит в изложение исторических событий вещие сны... Вещие сны нередки и в „Истории Иудейской войны“ Иосифа Флавия, в повести „Девгениево деяние“. Во всех этих произведениях сны — предвестие будущих событий, и этим они отличаются от сна Святослава, символически изображающего уже свершившееся — трагический исход сражения „на р?ц? на Каял?“. Таким образом, в „Слове“ сон — литературный способ еще раз напомнить читателю о судьбе молодых князей и их „воев“, в нем нет ничего „пророческого“». Ср. также: Д. С. Лихачев. Сон князя Святослава в «Слове». — В кн.: Д. С. Лихачев. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978, с. 229—234.
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Х    Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я  
Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!