Топонимический словарь Амурской области → Что такое слава, что означает и как правильно пишется

Что такое "слава"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

слава Слава (15) 1. Почетная известность; всеобщее признание чьих-л. заслуг; почет; добрая молва: О Бояне, соловію стараго времени! а бы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени. 6. Чи ли въсп?ти было, в?щеи Бояне, Велесовь внуче: Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыев?. 7. А мои ти Куряни св?доми къмети ... сами скачють, акы с?рыи влъци въ пол?, ищучи себе чти, а князю слав?. 8. Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себ? чти, а князю славы. 10. О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечи цв?лити, а себ? славы искати. 26. Тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы поб?ждаютъ, звонячи въ прад?днюю славу. Нъ рекосте: Мужаим?ся сами, преднюю славу сами похытимь, а заднюю ся сами под?лимь. 27. Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы Литовскыя, притрепа славу д?ду своему Всеславу. 33. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени; уже бо выскочисте изъ д?днеи слав?. 34—35. Скочи (Всеслав) отъ нихъ лютымъ зв?ремъ въ плъночи изъ Б?лаграда, об?сися син? мьгл?, утръже ваззни, с три кусы отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ. 35. Егда зъванъ будеши, шьдъ, сяди на посл?дьниимь м?ст?, да егда придеть зъвавыи тя, речеть ти: „Друже, посяди выше“. Тогда будеть ти слава пр?дъ вьс?ми с?дящиими съ тобою. Остр. ев., 110 об. (1056—1057 гг.). Мирьскыихъ суть управления богатьство, и слава, и сила, и питания, и доброт?лесьство, и доброчадие, и подобьная, въ няже пришьдъ чьрньцъ, погыбнеть. Изб. Св. 1073 г. (Бод.), 104. И се, видя вопль и рыдание их, осклабися, рече: Нын? вр?мя, о друзи, обр?сти славу нескончаную и створити что мужское на память посл?дним родомъ. Флав. Полон. Иерус., 302 (XVI в. ? нач. XII в.). А мы что есмы, челов?ци гр?шни и лиси? — днесь живи, а утро мертви, днесь в слав? и въ чти, а заутра в гроб? и бес памяти. Поуч. Вл. Моном., 164 (1377 г. ? нач. XII в.). Яко же рече Соломанъ: Слава царю во мноз?х языц?хъ, тако и теб?, княже, слава и поб?да велика во мнозехъ языцехъ. Сл. Дан. Зат. (Т), 16 (XVII в. ? XII в.). Посла Девгении своего предстателя цареви, глаголя: ... Идетъ слава моя по всеи земли и по странамъ. Девг. Д. (Тихон.), 146 (XVIII в. ? XII—XIII вв.). Б?с?доваше же (Никита Затворник) о польз? души приходящим к нему, и нача пророчествовати, и бысть о нем слава велика, яко вс?м дивитися събытию словесъ его. Патер. Печ. (Абр.), 126 (XV в. ? XIII в.). Блаженый же Агапитъ, давъ тому зелиа, еже самъ ядяше, и здравъ сътвори его. И промъчеся о нем слава по всеи земли тои. Там же, 129. ?Тогда народися младый богатырь, / Младый богатырь Вольга Всеславьевич. / От его от славы богатырския, / Куницы и лисицы ушли во темны леса. Рыбн. Песни (изд. 1-е), 1, 10. Отвечала тут родитель ему матушка, / А честна вдова Офимья Олександровна: / Я бы рада тя спородити / А таланом-участью да в Илью Муромца, / ... Славою было в Вольгу Всеславьева. Онеж. былины Гильф., I, 53. Та хотя ж то був пан Хмельницький, житель Чигириньський, / ... Лицарь добрий, та помер, / А тільки ёго слава козацька-молодецька / Не вмре, не поляже. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., II, 29. || Честь, достоинство, доброе имя. Слава челов?ку отъ чьсти отьця своего. Изб. Св. 1076 г., 156 об. 1185: Молвяшеть бо (Игорь): „Азъ славы д?ля не б?жахъ тогда от дружины, и нын? неславнымъ путемь не имамъ поити...“. И рекоша Игореви думци его: „...оже приедуть половци с воины, а се слышахомъ, оже избити им князя и васъ и всю русь, да не будеть славы тоб?, ни живота“. Ипат. лет., 650 (XV в.). Аще ли кто принесеть т?ло противныхъ въ островъ нашь, пр?длежить о семъ злато и сребро и брашно, о семь да оживуть, яко же и намъ подвизатися о своеи слав?... Аще ли поб?гнуть, срамъ соб? оставляють на вся л?та и поносъ. Александр., 96—97 (XV в. ? XII в.). Ср. Д. С. Лихачев (Исторический и политический кругозор автора „Сл. о п. Иг.“. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 38): „Автор «Слова» постоянно апеллирует к «славе» того или иного князя. Однако это сочувствие автора «Слова» этим понятиям («слава» и «честь», — В. В.) распространяется далеко не на все их стороны. В тех случаях, когда понятие «славы» ограничено узкими рамками феодального отношения к ней, автор «Слова» относится к ней резко отрицательно. Автор «Слова» безусловно отрицательно оценивает все случаи поисков личной славы. ... С точки зрения феодальной морали Игорь и Всеволод отнюдь не нарушили представления о «чести» князей. «Честь» свою они уронили в глазах Святослава и автора «Слова» только потому, что в поисках личной славы они предали интересы Русской земли“. Л. А. Дмитриев (Комментарии к тексту „Сл. о п. Иг.“. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Л., 1952 (Б-ка поэта, Большая серия), с. 243), комментируя слова „свивая славы оба полы сего времени“, пишет: „Некоторые комментаторы (Буслаев и Тихонравов) считали, что здесь нужно читать вместо «славы» — «славию», как обращение — соловей. Если читать вместо «славы» — «славию», то смысл этой фразы будет такой: «свивая, соловей, обе половины этого времени» (объединяя вместе прошлое и настоящее), а если оставить без изменения — «славы», то: «свивая славу обеих половин этого времени», т. е. — объединяя славу и прошлого и настоящего. Большинство переводчиков читают «славы», а не «славию»“. В. П. Адрианова-Перетц („Сл. о п. Иг.“ и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 139): „Р. О. Якобсон предложил сопоставить выражение звонячи въ славу с древнерусским именем «Звенислава», сославшись на текст жития Евфросинии Полоцкой“. Ю. М. Лотман (Об оппозиции „честь“ — „слава“ в светских текстах Киевского периода. — Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та, 1967, вып. 198, с. 100, 105, 108—109): „Анализ убеждает нас, что «честь» и «слава» в системе идеологических терминов раннего русского феодализма отнюдь не были синонимами. Мы не можем привести светского текста той поры, в котором они были бы взаимозаменимы, сочетались бы с одинаковым идейно-терминологическим окружением... «Честь» подразумевает материальную награду (или подарок), являющуюся знаком определенных отношений. «Слава» подразумевает отсутствие материального знака. Она невещественна и поэтому — в идеях феодального общества — более ценна, являясь атрибутом того, кто уже не нуждается в материальных знаках, так как стоит на высшей ступени. В частности, поэтому славу можно принять от потомков, далеких народов, купить ценой смерти, честь — лишь от современников. ... Нельзя не отметить, что в «Слове о полку Игореве» мы встречаем чрезвычайно последовательно проведенное противопоставление «славы» и «чести» (автор имеет в виду чтения «ищучи себ? чти, а князю слав?» и конъектуру Р. О. Якобсона: «Князем слава, а дружине честь», вместо «...а дружине. Аминь», — В. В.)... Но сложное отношение славы и чести проявляется в «Слове» и более глубоко. Главный герой «Слова» Игорь Святославич дан как бы в двойном освещении: он вызывает восхищение и осуждение... Химеричность, практическая необоснованность военных планов ... не ставится рыцарю в упрек. Игорь в «Слове» ставит перед собой цель, нереалистичность которой в условиях конца XII в. очевидна, — пробиться с горстью воинов ... через всю Половецкую землю к Дону... Однако именно то, что план составлен без оглядки на практические возможности, составляет для рыцаря его привлекательность. Этот поход сулит наивысшую славу: «Нъ рекосте „мужаим?ся сами: преднюю славу сами похытимъ, а заднюю ся сами под?лимъ“». Любопытно, что в этих словах Святослава стремление к славе связано с самовольным выходом из системы иерархического феодального подчинения, независимостью действий («мужаим?ся сами»). Однако Игорь, присвоивший себе нормы поведения сюзерена (славу) — на самом деле вассал Киевского князя. И действия его измеряются с иной точки зрения, другой меркой — честью, т. е. успешностью действий, их результативностью для великого князя Киевского“. А. А. Зимин (О статье Ю. Лотмана „Об оппозиции честь — слава в светских текстах Киевского периода“. — Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та, 1971, вып. 284, с. 464—466): „...Ю. М. Лотман не доказал своего главного тезиса о социальном различии в употреблении понятий «честь» и «слава» в памятниках древнерусской литературы. Он просто не привел ни одного примера, где бы «славе» сюзерена противостояла «честь» вассала... Словосочетание «чти и славы» принадлежит к традиционным воинским формулам, которыми заполнены русские летописи. Оно, как показала В. П. Адрианова-Перетц, «в литературе XI—XII вв. прочно держится в разных «жанрах» (В. П. Адрианова-Перетц. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 68, — примеч. А. А. Зимина). Никаких различий в употреблении этой формулы по отношению к князьям-сюзеренам и вассалам нет. «Слава» и «честь» распространяются на них в полной мере (А. А. Зимин приводит примеры употребления формулы «чти и славы» из Лаврентьевской летописи под 1185 г. и из Ипатьевской летописи под 1151, 1152, 1159, 1174, 1120, 1187, 1142, 1183, 1178, 1159 и 1195 гг., — В. В.)... За «честь» князя сражались не менее часто, чем за его славу. В 1155 г. берендеи говорили князю Юрию «мы умираем за Рускую землю с твоим сыном и головы свои съкладаем за твою честь» (ПСРЛ, т. 2. СПб., 1908, стб. 480, — примеч. А. А. Зимина). В 1153 г. галицкие мужи говорили князю Ярославу: «хощем за отца твоего честь и за твою головы своя сложити» (Там же, стб. 466—467, — примеч. А. А. Зимина), и именно за княжескую «честь», а не за «славу», как в «Слове о полку Игореве». Когда ростовцы в 1175 г. просили у князя Глеба «приставить послы», то он «рад бысть, аже на него честь воскладывають» (ПСРЛ, т. 2, стб. 595, — примеч. А. А. Зимина). «Честь и слава» в неразрывном единстве неоднократно встречаются в переводе Хроники Георгия Амартола и других древнерусских сочинениях, причем эти понятия взаимно переходят одно в другое. ... В Изборнике 1076 г. говорится «слава человеку от чьсти отца своего» (Изборник 1076 г. М., 1965, с. 414). Кажется, трудно сказать яснее о взаимоотношении этих понятий. Итак, «слава» и «честь», как правило, в древнерусской литературе составляют двуединую формулу. Права В. П. Адрианова-Перетц, считающая, что по Ипатьевской летописи и другим рассказам XII в. «честь» добывается «не только для дружины, но и для князей» (В. П. Адрианова-Перетц. Указ. соч., с. 68, — примеч. А. А. Зимина). «Честь» могла иметь, а могла и не иметь материальной реализации в награде и в добыче. Нигде «слава» князей не противопоставляется «чести» вассала“. 2. Прославление, хвала, благодарение: П?вше п?снь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ п?ти: „Слава Игорю Святъславличю, Буи Туру Всеволоду, Владиміру Игоревичю!“ ... Княземъ слава а дружин?! 45. Тъкмо руц? възд?въ рьци: Слава многуму ти челов?колюбию, Христе боже! Изб. Св. 1076 г., 55 об. Яко ты еси, богъ милостивъ, и тебе славу въсылаемъ въ в?кы! Аминь. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 11 а (XII в. ? XI в.). Дандамъ все имать и питается проразум?ниемь божиимь; и възлия масло на огнь дондеже все изгори, и възда славу богу, глаголя: Бесмьртныи боже, хвалу теб? о всемъ въздаю. Александр., 122 (XV в. ? XII в.). Зв?рь, въсходяи от бездьны ... убьеть я, имьже не хощета въздати славу антихрьсту. Сл. Иппол. об антихр., 70 (XII в.). 3. Хвалебная, величальная песнь: Боянъ же, братіе, не і? соколовь на стадо лебед?и пущаше, нъ своя в?щіа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху. 4. Ту Н?мци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю, кають князя Игоря. 22. Уста моя исплъни твоего похваления, господи, поюще славу твою многоп?сньное, и чьту труды Феодорины, угожьша тебе житиемь св?тьлъмь. Мин. сент., 099 (1095 г.). Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех. Сл. Дан. Зат., 4 (нач. XVII в. ? XII в.). Рахмани же ... слушаемъ гласы птичи сладысна и орлеклечтание, листвиемъ же облъчены есмо, и въздус? живемъ, плодъ есмы, воды пиемъ, богу славу поемъ. Александр., 112 (XV в. ? XII в.). Егда прииде князь Александръ Ярославичь ко граду Пскову, и сретоша его со кресты игумены и попове въ ризахъ, народъ многъ предъ градомъ, подавающе хвалу богови, поюще п?снь и славу государю, великому Александру Ярославичу. Ж. Алекс. Нев., 6—7 (XVI в. ? XIII в.). Тои бо в?щии Боянъ воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыимь княземь: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ п?сми и гуслеными буиными словесы. Задон. К-Б, 548 (XV в. ? XIV в.). Жаворонокъ птица, въ красныя дни ут?ха, взыди под синие облакы, пои славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его Володимеру Ондр?евичю. Там же. ?А очистил Илья Муромец да Киев град, / Збавил он же солнышка Владимира / Из того же было полону великаго. / Тут же Илье Муромцу да-е славу поют. Онеж. былины Гильф. (1-е изд.), 24. Он убилсэ тут да все до смерти-то, / Ай убилсэ наш Василей Богославьевич. / Ишше тут Васильюшку славы поют, / Шьчо славы ему поют да старины скажут. Марков. Белом. былины, 272. Ср. И. Н. Жданов (Русская поэзия в домонгольскую эпоху. — В кн.: Соч. И. Н. Жданова, т. 1. СПб., 1904, с. 350—351): „Простой и первоначальный смысл выражения «петь славу» — ясен. Это значит повторять приветственный возглас, поздравлять кого-нибудь кликом: Слава! Этот клик еще до сих пор удержался у чехов (sl?va!) и в некоторых русских песнях (подблюдных). Этот первоначальный смысл выражения «петь славу» сохраняется и в Слове о полку: «Слава Игорю Святославичю, буй-туру Всеволоду, Владиміру Игоревичю! Княземъ слава и дружин?!». Но рядом с этим первоначальным значением славы в том же Слове о полку Игореве выступает другое. Струны рокотали славу князьям: «п?вши п?снь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ п?ти слава» и т. д. Слава сопоставляется с песнью. Это то же, что в летописи «песнь славная»“. В. Ржига (До тексту Сл. о п. Иг. — Науковий збірник за рік 1927. Зап. Укр. науков. товариства в Київі, 1927, т. XXVI, с. 13): „Аргументація Жданова ті більше гідна прийняття, що за неї можна навести доводи і з сучасної Слову літератури. Споріднення образу «вити хвальні пісні» та образу «вити вінки», «вінчати» підтверджується таким місцем із Кирила Туровського: «Досде же слово окративше, п?сми, яко цв?ты, святую церковь в?нчаемъ и праздникъ украсимъ» (Слово Кир. Туровского на цветную неделю. Рукописи гр. Уварова, т. II. СПб., 1858, с. 10, — примеч. В. Ржиги)“. 4. Тщеславие, похвальба, хвастовство; суетные поиски славы: Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе, и на Канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя. 15—16. Аште есть въ теб? разумъ, то отъв?штяи искрьнюму; аште ли же н?сть, то рука твоя буди на уст?хъ твоихъ; яко слава и бештьстие въ бес?д? и языкъ челов?чь падение ему есть. Изб. Св. 1076 г., 136. Не рьвьнуи слав? гр?шьника: не в?си бо како будеть раздрушение его. Там же, 175 об. Сынове бо ихъ въ сквьрну текуть, а отьци имъ въ лихоимание и въ грабление злая, а жены ихъ въ житиискыя славы. Златостр., 105 (XII в.). Сниде во адъ слава твоя и многая твоя ярость, под тобою постелютъ гнои, и останокъ твои червь. Сл. Иппол. об антихр., 25 (XII в.). 1262: И нача (Миндовг) княжити одинъ во всеи земл? Литовьскои, и нача горд?ти велми, и вознесеся славою и гордостью великою, и не творяше противу себе никого же. Ипат. лет., 858 (XV в.). Волкъ нарицается губитель, и злославень челов?кь, и диаволъ ... тъ бо въ славы различныя расточи и растли челов?чьскыи родъ. Поуч. Иоанна Златоуста. ВМЧ, нояб. 13—15, 894 (XVI в.). ?Вознесся Саток работничок, / Вознесся е славою, / Прописал себя в купци богатыи. / ... Вси новгородчана смеялиси / Над тым Сатком работничком. Онеж. былины Гильф., I, 11—12. 5. Величие (о боге). Аще в?руеши, узьриши славу божию. Остр. ев., 139 об. (1056—1057 гг.). Аште бо бы слава сего мира приближила ся слав? небесьн?и, не бышя сынове мира сего распяли господа славы. Изб. Св. 1076 г., 49. Иже въжделаеть Христа вид?ти ... да и узьрить и не гр?шить его, съ великою бо славою придеть къ намъ на облац?хъ. Златостр., 20—21 (XII в.). ? Слава — им. пад. ед. ч.; славы (слав?) — род. пад. ед. ч.; славу — вин. пад. ед. ч.; славы — вин. пад. мн. ч.
слава - СЛАВА ж. как кто слывет, прослыл в людях; молва, общее мнение о ком, о чем, известность по качеству... Толковый словарь Даля
слава - СЛАВА, Цы, ж.... Толковый словарь Ожегова
слава - или "крено име" — исключительно сербский праздник; его не имеют ни болгары, ни хорваты. Праздник С.... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
слава - («Слава»,)         линейный корабль русского Балтийского флота. Вступил в строй в 1905. Водоизмещен... Большая Советская энциклопедия
слава - СЛАВА, славы, мн. нет, ж. 1. Почетная, широко распространенная Известность, как свидетельство всеобщ... Толковый словарь Ушакова
слава - м. ж. 1. Тот, кто своим трудом, своими заслугами доставил кому-л. или чему-л. широкую известность... Толковый словарь Ефремовой
слава - Общеславянское слово индоевропейской природы. Восходит к той же основе, что и слыть, слово.... Этимологический словарь русского языка Крылова
слава - Общеслав. Корень тот же, что в слыть, слово.... Этимологический словарь русского языка
слава - Слава Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Паде... Сводная энциклопедия афоризмов
слава - сла?ва, сла?вы, сла?вы, сла?в, сла?ве, сла?вам, сла?ву, сла?вы, сла?вой, сла?вою, сла?вами, сла?ве,... Формы слова
слава - • безграничная слава • большая слава • великая слава • величайшая слава • громадная слава • громкая ... Словарь русской идиоматики
слава - слава громкая (Лермонтов); громозвучная (Рылеев); лукавая (Тарутин); немеркнущая (Фофанов); нем... Словарь эпитетов
слава - Слава ? Не более, чем дым.... Лексикон прописных истин
слава - 1) бывшее село в Мазановском р-не, в 86 км от райцентра. Осн. в 1909 г. Названо переселенцами из с. ... Топонимический словарь Амурской области
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Х    Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я  
Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!