Слово о полку Игореве - словарь-справочник → Что такое седьмыи, что означает и как правильно пишется

Что такое "седьмыи"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

седьмыи Седьмой — седьмыи, -ая, -ое (1) И внезапу погибаеть (река), и за 6 дьнии м?сто его сухо бываеть, а в седмыи дьнь невидимо исходить от глубины земныа и течеть великими струами. Флав. Полон. Иерус., 443 (XVI в. ? нач. XII в.). Въ седьмое же л?то вид? цесарь мало живущихъ въ град?. Пов. о Царьгр., 3 (XVI в. ? XV в.). Преставися къ господу ... при благов?рном князи великом Васильи Дмитриевичи, в седмое л?то княжениа его. Ж. Стеф. Перм., 84—85 (кон. XV — нач. XVI в. ? нач. XV в.). ?Служив же я семый рок, / Заслужив я теля; / ... Служив же я осмый рок, / Заслужив я корову. Головацк. Галицк. нар. песни, II, 479. Ах любиў мяне попоў сын, / Дароваў мне коней сем. / Дурна была, ня брала, — / Шасьцеркою катала б, / А семого продала б. Шейн. Белор. сб., I, 1, 560—561. || С символическим значением: На седьмомъ в?ц? Трояни връже Всеславъ жребіи о д?вицю себ? любу. 35. Да того ради неделя имать 7 днии, образуеть житие челов?че: 1 — рождение челов?че, 2 день — юношя ... 6 день — старость, 7 день — скончание. Рог. лет, 3 (XV в.). Та же суть седмь гр?хъ Каиновыхъ. Си же въ муц? ему от божия осужениа даны ему мукы сиа: пръваа мука — проклята земля тобою ... седмаа мука — да не съкровена будетъ. Там же, 4. Но аще восхощеши, и сие тебе от божественных писаний скажем по мале, что есть век и что есть тысяща и чего ради глаголется нынешний век седморичен, будущий же осмый полагают. ... Того ради седморичен век сей именовася: в шесть бо дней составив же и въобразив и украсив всякими виды мира сего сотворив и в седмый день от дел почивает, сиречь в суботу... По суботе же паки начинается первый день, сиречь неделя и доходит паки до седмаго дни, сиречь до суботы, и тако обращается седмица от неделнаго дне починается и даже до суботы достизает. И тако бог повеле всему миру сему в нынешнем веце сими седмимы деньмы строитися. Потом же бог Моисею повеле израильтяном заповедати седмый день почитати еже есть суботу и в летех же повеле им седмое лето почитати. Сказ о сконч. седмой тысячи, 396 (XVI в. ? XV в.). Того ради рече (ангел): „Дай же чясть седмым и тогда осмым». И вси святии отцы наши и учитилие подобно тому рекоша и ни один же от них рече, яко седмь тысящ лет жити, а егда настанет осмая тысяща, тогда будет конець, но вси полагають настоящий век, а не тысящу и будущий век, а не тысящами лет числят. Егда же слышиши „век“, не мни, яко известно уведаеши число веку, ибо многа наречениа век имать: век бо наречется и коегождо человека живот, и пакы глаголется век и все житие настоящее, и пакы приидущий живот бесконечный, иже по воскресении, век глаголется. Там же, 397. Зри, яко и в тех летех глаголаху нецыи самосмышлением, яко егда седмая тысяща скончается, тогда будет всемирный конец! Там же, 400. Ср. М. П. Алексеев (П. И. Прейс в работах над „Сл. о п. Иг.“. — Докл. и сообщ. филол. ин-та. Л., 1951, вып. 3, с. 235—237): „Прейс записывает собственные догадки, пытаясь истолковать не только отдельные слова, но и их общую смысловую связь. «На седьмом веце? = в возраст пострижения волос? Трояни — место? В Трояни? ... Высказывая предположение, не означает ли выражение «на седьмом веце» — «в возраст пострижения волос», Прейс несомненно имел в виду обряд «уятия влас», сопровождавшийся в древней Руси и у других славян семейными праздниками. Обряд этот, согласно показанию различных источников (в том числе и летописных), действительно совершался над мальчиками в возрасте между тремя и семью годами; с постригом «соединено было наречение имени, переход мальчика из женской половины дома в мужскую и поступление в науку мужей» (А. А. Котляревский. Об обычаях у славян при рождении дитяти до его возмужалости (1877). Сочинения, т. IV. СПб., 1895, стр. 634; Ср. там же, стр. 157—159, — примеч. М. П. Алексеева)“. Д. С. Лихачев (Комментарий исторический и географический. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. М. — Л., 1950 (Серия „Лит. памятники“), с. 454): „Всеслав действует на седьмом, т. е. на последнем веке языческого бога Трояна, иными словами: напоследок языческих времен. Значение «седьмого» как последнего определяется средневековыми представлениями о числе семь: семь дней творения, семь тысяч лет существования мира, семь человеческих возрастов и т. д.“. ? Седьмомъ — предл. (мест.) пад. ед. ч. м. р.
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Х    Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я  
Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!