Слово о полку Игореве - словарь-справочник → Что такое незнаемъ, что означает и как правильно пишется

Что такое "незнаемъ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

незнаемъ Незнаем — незнаемъ, -а, -о — незнакомый, неизвестный (4): (Див) велитъ послушати земли незнаем?, Влъз?, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и теб?, Тьмутораканьскыи блъванъ. 9. Трещатъ копіа харалужныя въ пол? незнаем? среди земли Половецкыи. 17. Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными на пол? незнаем?? 29. На Дунаи Ярославнынъ гласъ слышитъ, зегзицею незнаемь рано кычеть. 37. Имаши Петра, иже раб? въпрашяюшти о учители отъврьжеся съ клятвою, незнаема его сътвори. Изб. Св. 1076 г., 201. Не въ едином же град? живуть, но по вс?мь градом, кождо, гд? кто хощеть, дружину приимъ и дом устроивъ, живеть. Аще же и из-ын?х градовь приходять чюжи и незнаемии, но то же житие держаще, то идуть къ ним, яко же и къ своим. Флав. Полон. Иерус., 252 (XVI в. ? нач. XII в.). Аще же и вратнаго выхода стр?гуть, они, таиныа выходы вчинивше, вынидуть отаи и, вся потребныя уготовивше, принесуть путми незнаемыми. Там же, 390. 1093: Незнаемою страною, языкомъ испаленым, нази ходяще и боси (русские пленники), ногы имуще сбодены терньем. Пов. врем. лет, 147 (1377 г. ? нач. XII в.). 1174: И бысть мятежь великъ, и стонава, и кличь рамня, и глас? незнаемии, и ту б? видити ломъ копииныи и звук оружьиныи. Ипат. лет., 576 (XV в.). 1224: Придоша языци незнаеми, их же добр? никто же не в?сть, кто суть и отколе изидоша, и что языкъ ихъ, и котораго племене суть, и что в?ра ихъ. Новг. 1 лет., 61 (XIII в.). И гради пл?нени суть, и села опуст?ша от языка незнаема, от языка немилостива. Патер. Печ. (Абр.), 93 (XV в. ? XIII в.). Отиде не ктому же въ Фиваиду, но в тужду и незнаему страну. ВМЧ, дек. 31, 2538 (XVI в). Пришед же (пресвитер) тамо н? в которыя дьни на омовение, и обр?те н?коего мужа незнаема на послужение ему. Измар., 376 об. (XVI в. ? XIV—XV вв.). Пошелъ онъ на чюжу страну, далну незнаему, нашелъ дворъ, что градъ стоитъ. Г. Злоч., 3 (XVIII в. ? XVII в.). ? Я железны бы заложечки задвинула, / Не пустила б этой птиченьки незнамой. Барсов. Причит. Сев. кр., I, 212. Князь Владимер распотешился, а незнаемы люди к нему появилися. Кирша Д., 65. Как во славном было городи во Вастракани / Проявился там детинушка незнаем человек. Онеж. былины Гильф., III, 31. Ср. Носович (Сл. белор. нареч.): Незнаемый — 1) незнакомый, 2) неизвестный. Ср. В. В. Мавродин (Очерки истории Левобережной Украины. Л., 1940, стр. 268): „«Земля незнаема» ... последнее надо понимать не буквально, как «землей неизвестной», а в смысле ее отдаленности. «Земля незнаема» — «земля далекая», «земля утраченная», ибо, в самом деле, не могли же русские не знать Корсуня, Сурожа и, тем более, Посулья, Поморья и Волги, которые в «Слове» также фигурируют, как «земли незнаемые»“. Е. Ф. Корш (Доклад, прочитанный в Комиссии по „Сл. о п. Иг.“ при Союзе советских писателей в 1954—1955 гг. — см. резюме Ф. М. Головенченко „Сл. о п. Иг.“. Библиогр. очерк. — Учен. зап. МГПИ, № 198, М., 1963, стр. 35): „Что такое «земля незнаемая»? Это — никем не освоенные степи, где бродили кочевые племена, почему степи были ничейной землей — res nullius. В понятие земли тогда входило представление и о населении — русском народе: это были земли знаемые. Понятие о земле незнаемой сложилось давно; в эти степи в X веке вторглись печенеги, победив хазар и захватив территорию от Волги до Дуная. Через столетие сюда хлынула новая волна — половцев (куманов), которые оттеснили часть печенегов в пределы Киевской Руси; она взяла их под свое покровительство как «своих поганых». Но земля незнаемая оказалась под властью полоґ??? Отсюда у русских сложилось представление о ней, как о поле половецком. Однако в ней кочевали и другие племена — ковуи, торки, печенеги, почему понятие «половецкая земля» не вытеснило прежнего «земля незнаемая». И Див «кличет земли незнаемой», т. е. не только занятой половцами, но другими кочевниками, подвластными последним. Другие страны в этом обращении Дива расположены по периферии «земли незнаемой», и они перечисляются Дивом в определенном порядке: Волга, Поморье и т. д. Под Волгой понимается Средняя Волга с сильным Булгарским ханством; по Волге шла большая транзитная торговля — между жителями Верхней Волги, Камы, Каспийского поморья и стран Средней Азии: все эти территории контролировались Булгарским ханством, как равно и Нижняя Волга, путь по которой охранялся от половцев, грабивших подвластные булгарам племена. Посулие, Корсунь, Сурож и Тмуторокань не причислялись к незнаемой земле. Посулие было плацдармом русских (для наступлений против половцев и обороны от их нападений), где все дороги были хорошо известны. Проплыв Днепр, автор плывет «залозным путем» в Корсуню, Сурожу и Тмуторокань, бывшей ранее вотчиной черниговских князей. Эти последние земли не были друзьями половцев и не собирались уничтожать дружины Игоря, который стремился сделать свободным торговый путь по Дону и Донцу и воссоединить Тмуторокань с Русью“. С. И. Котков (Из старых южновеликорусских параллелей к лексике „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, т. XVII. М. — Л., 1961, стр. 71—72): П. Я. Черных считает, что эпитет „незнаемый“ встречается теперь лишь в северновеликорусском фольклоре (примеч.: П. Я. Черных. О выражении „за шеломянем“ в „Сл. о п. Иг.“. — Учен. зап. Ярославск. гос. пед. инст., вып. 1. Гуманитарные науки. Ярославль, 1944, стр. 59). Однако следы его бытования ясны и в Курско-Орловской области. В селении Рудка Поныровского района мы слышали исходное образование „знаемый“ в значении „знакомый“, „известный“ и, значит, „незнаемый“ — „незнакомый“, „неизвестный“. Говор селения Рудки — типичный южновеликорусский (Ср. соответственно в украинском языке „знайомий“ и „незнайомий“). ? Незнаем? — дат. пад. ед. ч. ж. р.; незнаем? — предл. (мест.) пад. ед. ч. Ср. р.; незнаемь — им. пад. ед. ч. м. р. ----- Дополнения ----- Ср. Прийма (Болгарские параллели, с. 63—64): «Прилагательное „незнаем“ могло выступать в качестве постоянного эпитета во многих болгарских народных песнях. Встречается постоянный эпитет „незнан“ и в сербских юнацких песнях. ...В условиях патриархально-замкнутой жизни средневековья эпитет этот получил у славянских народов широкое распространение и служил в фольклоре для обозначения действующих лиц, предметов и явлений, заносимых в изображаемую среду из незнаемых территорий и сфер жизни».
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Х    Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я  
Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!