Словарь литературоведческих терминов → Что такое хорей, что означает и как правильно пишется
Что такое "хорей"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.
хорей ХОРЕ?Й (греч. ???????, букв. — плясовой, от ?????? — хор, пляска, хоровод) — 1) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый — долгий ?????. 2) В силлаботоническом стихе X. называется двусложная стопа с ударением на первом слоге ???, заменяемая безударным пиррихием ??. С точки зрения ритмологии, хореический стих — это четырехдольник ????? или шестидольник ????? | ???. Ниже приведен ряд примеров X. параллельно в силлаботонической и ритмологической трактовках.
Трехстопный хорей:
| В дымке- | неви | димке |
| Выплыл | месяц | вешний, |
| Цвет са | довый | дышит |
| Яблонь | ю, че | решней. |
Шестидольник 1-й:
| В ды?мке-неви | ди?мке |
| Вы?плыл месяц | ве?шний, |
| Цве?т садовый | ды?шит |
| Яблонью, че | ре?шней. |
(А. Фет)
Запись тех же стихов в соответствии с их тактометрическим периодом:
| В ды?мке-неви | ди?мке || вы?плыл месяц | ве?шний, |
| Цве?т садовый | ды?шит || я?блонью, че | ре?шней. |
Четырехстопный хорей:
Сквозь вол | нисты | е ту | маны
Проби | рает | ся лу | на,
На пе | чальны | е по | ляны
Льет пе | чально | свет о | на.
Четырехкратный четырехдольник 3-й:
? Сквозь вол | ни?стые ту | ма?ны
? Проби | ра?ется лу | на?, /\\
? На пе | ча?льные по | ля?ны
? Льет пе | ча?льно свет о | на?. /\\
(А. Пушкин)
Те же стихи, записанные в соответствии с их тактометрическим периодом:
Сквозь вол | ни?стые ту | ма?ны проби | ра?ется лу | на?. /\\
На пе | ча?льные по | ля?ны льет пе | ча?льно свет о | на. /\\
Пятистопный хорей:
Фини | ша ле | тяща | я ми | нута,
Моло | дость лег | ка и | горя | ча —
Сило | ю на | дута, | как на | дута
Каме | ра фут | больно | го мя | ча.
(Б. Корнилов)
Трехкратный четырехдольник 1-й:
| Фи?ниша ле | тя?щая ми | ну?та, /\\ /\\ |
| Мо?лодость лег | ка? и горя | ча? — /\\ /\\ /\\ |
| Си?лою на | ду?та, как на | ду?та /\\ /\\ |
| Ка?мера фут | бо?льного мя | ча?. /\\ /\\ /\\ |
Шестистопный хорей:
Долго | не сда | валась | Любуш | ка со | седка.
Нако | нец шеп | нула: | «Есть в са | ду бе | седка,
Как тем | нее | станет — | пони | маешь | ты?..»
Ждал я, | исстра | дался, | ночки- | темно | ты!
(Н. Некрасов)
Двухкратный шестидольник 1-й:
| До?лго не сдава?лась || Лю?бушка со | се?дка. |
| Наконе?ц, шеп | ну?ла: || «Е?сть в саду бе | се?дка, |
| Как темне?е | ста?нет — || понима?ешь | ты??..» /\\ |
| Жда?л я, исстра | да?лся, || но?чки-темно | ты?! /\\ |
Семистопный хорей:
Ули | ца бы | ла — как | буря. Толпы | прохо | дили,
Словно | их пре | следо | вал не | отвра | тимый | рок.
Мчались | о?мни | бусы, | кебы | и ав | томо | били,
Был не | исчер | паем | ярост | ный люд | скойпо | ток.
(В. Брюсов)
Четырехкратный четырехдольник 1-й:
| У?лица бы | ла? как буря. — | То?лпы прохо | ди?ли, /\\ /\\ |
| Сло?вно их пре | сле?довал не | отврати?мый | ро?к. /\\ /\\ /\\ |
| Мча?лись о?мни | бусы, ке?бы | и автомо | би?ли, /\\ /\\ |
| Бы?л неисчер | па?ем ярост | ный людско?й по | то?к. /\\ /\\ /\\ |
Восьмистопный хорей (удвоенный четырехстопный):
Парня | выбра | ли по | росту | между | сотен | низко | лобых,
На год | запер | ли в ка | зарму, | сны про | вери | ли в моз | гу,
Ровно | год ску | чал и | ждал он | с разной | сволочь | ю бок | о бок.
Напи | сал до | мой от | крыток, | и от | туда | ни гу- | гу.
(П. Антокольский)
Четырехкратный четырехдольник 3-й:
Парня | вы?брали по | ро?сту между | со?тен низко | ло?бых,
На год | за?перли в ка | за?рму, сны про | ве?рили в моз | гу?, /\\
Ровно | го?д скучал и | жда?л он с разной | сво?лочью бок | о? бок.
Напи | са?л домой от | кры?ток, и от | ту?да ни гу- | гу?. /\\
После ямбических стихов (особенно четырехстопного ямба) хореические размеры — самые популярные в русской поэзии.