Политология. Словарь. → Что такое Автономия, что означает и как правильно пишется

Что такое "Автономия"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Автономия АВТОНОМИЯ (греч. autos — собственный и nomos — закон) — понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как социального феномена, можно зафиксировать: 1) исходное выделение человека из природы (А. социума или нулевой цикл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. или собственно А.); 2) формирование в рамках традиционного общества парадигмы автаркии (autarkia — независимость, самоудовлетворение), основанной на имплицитной идее А. (стоицизм в античной Греции, буддизм в Древней Индии и др.). Уже на этом этапе конституирования А. может быть зафиксировано существенное отличие протекания данного процесса в контексте восточной культуры и культуры западного образца: если на Востоке А. мыслится как дистанцирование от социального контекста в условиях растворенности человека в природных (космических) циклах, то применительно к Европе, где отношение к природе конституируется в парадигме природопользования, феномен А., в тенденции, конституируется в экстремальном своем варианте — А. как тотальное противостояние среде. Вместе с тем, на данном этапе принцип А. не конституирован в качестве эксплицитно сформулированного идеала, — напротив, в культурном пространстве доминирует идеал принадлежности к общности (так, если, согласно законодательству Солона, человек, во время уличных беспорядков не определивший своей позиции с оружием в руках, изгонялся из общины, то этот факт значим не только содержательно, но и с той точки зрения, что демонстрирует процедуру изоляция от общины в качестве одной из крайних пенитенциарных мер традиционного общества); 3) оформление в рамках христианской традиции (особенно после ‘Исповеди’ Августина) не только идеалов, но и технологий глубинной интроспекции и скрупулезной морально-психологической рефлексии, культивация рафинированного интеллектуального самоанализа. Христианство, в целом, существенно сдвигает культурные акценты: безусловно сохраняющая свой статус идея всеобщего единения (в духовном аспекте) дополняется и уравновешивается идеей А. в плане отношения к наличному социальному контексту. Интерпретация последнего в свете презумпции Второго Пришествия предполагает перенесение аксиологических акцентов (при осмыслении феномена социальной темпоральности) с настоящего к будущему, что задает в христианстве парадигму А. как радикального дистанцирования от социального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий: ‘не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего’ (Посл. к евр., 13, 13—14). Согласно позиции Тертуллиана, христиане есть ‘одиночные частные лица’, признающие над собой лишь ‘божественную Божью власть’, — именно в раннем христианстве закладываются эксплицитно конституированные идейные основы А. индивидуального субъекта по отношению к светской власти (равно как и космополитизма и индивидуализма): ‘для нас нет дел более чужих, чем дела государственные’, и ‘для всех только одно государство — мир’ (Тертуллиан). В этом контексте существенно трансформируется семантика религиозных таинств: если в традиционной дохристианской культуре культ выступал именно в функции регулятора сферы повседневности, то христианские таинства, напротив, мыслятся как акты реального приоткрывания сакральной сферы в сфере повседневности. В целом, христианство формирует культурную ориентацию на А., понятую в конкретном аксиологическом контексте как нормативную ориентацию на нездешнее: ‘быть в мире, но не от мира сего’. Таким образом, ядром христианства как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной А. в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, и, вместе с тем, на индивидуальную ответственность за судьбы мира; 4) новый импульс развитию культурного идеала А. был придан феноменом индивидуализма Нового времени: развитие книгопечатания привело к формированию ‘культуры зрения’, фундированной презумпцией А. ‘собственного видения’, ‘личной точки зрения’, ‘индивидуального взгляда на вещи’ (в противоположность суггестивно ориентированной традиционной ‘культуре слуха’). Масштабная интеграция человечества в условиях индустриальной системы хозяйствования отнюдь не предполагает содержательного духовного единения, которое бы делало доступным для индивида переживание своей принадлежности к общности, что вызывает к жизни такие феномены, как знаковая демонстрация принадлежности к виртуальной группе; неизменно обреченные на неудачу модернизационные попытки реанимации экстатических технологий переживания единства, свойственных архаической культуре (суррогатный характер подобных поисков проанализирован Фроммом (см. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ? (ФРОММ)) и т.п. — Платой за А. индивида, репрезентированную как в когнитивно артикулированной А. точки зрения, так и в социально артикулированной А. частной жизни, оказывается утрата чувства общности, последняя начинает рефлексивно осмысливаться в качестве ценности (в отличие от культуры традиционного общества, где она выступала как данность и в силу этого не подвергалась эксплицитному осмыслению). Однако конституирование идеи А. в качестве аксиологического экстремума шкалы культурных ценностей индустриализма обусловило не подвергаемую ни малейшему сомнению готовность человечества заплатить эту цену: в системе отсчета субъекта западного типа индивидуальность и индивидуальная А. выступают абсолютным мерилом ценностного пространства; 5) в 20 в. понятие ‘А.’ было не только аксиологически актуализировано в новом культурном контексте, но и получило радикально новое содержательное развитие в неклассической философской традиции, а именно — в концепции экспертократии, которая к 1980-м сменяет собой концепцию технократии. Концепция экспертократии отличается от последней тем, что, органично впитывая в свое содержание идеи гуманизации и гуманитаризации культуры, она в новом ключе интерпретирует статус и роль интеллигенции в обществе. По оценке Гоулднера, интеллигенция выступает в социальной системе в качестве ‘значимого маргинала’. Концепция экспертократии базируется на теории ‘нового класса’, под которым понимается группа высокообразованных специалистов, чей доход не определяется собственностью, но является прямо пропорциональным интеллектуально-творческому потенциалу. В центре концепции экспертократии стоит, таким образом, не технический специалист и не менеджер, но эксперт — специалист-ученый. И если неоконсервативное направление концепции экспертократии фокусирует внимание на интерпретации интеллигенции в качестве класса (‘класс экспертов’), объединенного общностью образования, стиля мышления и ценностных идеалов (Д. Мойнихен), то радикальное направление данной концепции акцентирует идеологический характер данной общности и критический потенциал его коллективного сознания. Так, Гоулднером показано, что интеллигенция как класс обладает не только высоким и во многом универсально-общим культурным потенциалом, но и ‘культурой критического дискурса’ (см. ДИСКУРС). Феномен дискурса содержательно переосмыслен в рамках данного направления и получает свою расширительную трактовку, которая основывается на трактовке дискурса в качестве своего рода рефлексивной речевой коммуникации, предполагающей самоценное обсуждение (проговаривание) и интерпретацию всех значимых для участников коммуникации ее аспектов. Это создает своего рода коммуникативную реальность, не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания: последний и не принимается на уровне позитивистской констатации, и не отрицается на уровне субъективного алармизма, — он просто дистанцируется, освобождая место для ‘коммуникативного пространства’ (Гоулднер). В радикальном направлении концепции экспертократии семантико-аксиологический фокус смещается с коммуникативных аспектов дискурса на социально-критические. По мнению Гоулднера, дискурс принципиально идеологичен, ибо А. является как целью, так и способом существования интеллигенции как ‘нового класса’, а дискурс выступает средством ее, А., достижения; между тем, формирование в структуре общества класса, который, с одной стороны, автономен, дискурсивно дистанцирован от нормативной социальной структуры, а с другой — критически ориентирован по отношению к последней, означает конституирование не просто маргинальной, но дестабилизирующей социальной силы, поскольку в рамках критического дискурса как средства достижения А. интеллектуалами проговариваются деструктивно-критические интерпретации наличной социальной среды, являясь готовыми идеологическими программами для оппозиции. Более того, в случае если социальный фон дискурсивных практик оказывается неадекватным (оказывает сопротивление автономизации), он выступает специальным целеположенным объектом деструкции — во имя все той же возможности А. Подобная, казалось бы, маргинальная позиция интеллигенции как субъекта А. на деле оказывается социально акцентированной и доминирующей, а решающее значение ‘критической свободной мысли интеллектуалов’ (Гоулднер) в истории позволяет говорить о реальной экспертократии, целью которой оказывается А. интеллектуалов.
Автономия - АВТОНОМИЯ, -и, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предос... Толковый словарь Ожегова
Автономия - (греч.), т. е. самозаконие, — индивидуальная свобода действия, означает в философском смысле самост... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Автономия - (от греческого autonomia — независимость)         право самостоятельного управления, решения госуда... Большая Советская энциклопедия
Автономия - АВТОНОМИЯ, автономии, ж. (греч. autonomia) (книжн.). 1. Самоуправление; право какой-н. области управ... Толковый словарь Ушакова
Автономия - ж. 1. Закрепленное конституцией право какой-л. части государства самостоятельно осуществлять опреде... Толковый словарь Ефремовой
Автономия - АВТОНОМИЯ (от авто... и греческого nomos - закон), 1) собственно закономерность, определяемость како... Современная энциклопедия
Автономия - АВТОНОМИЯ (от авто... и греч. nomos - закон) - в этике - собственная закономерность, определяемость ... Большой энциклопедический словарь
Автономия - 1-й источник: АВТОНОМИЯ (от греч. autos – сам и nomos – закон) – собственная закономерность; так, го... Философский энциклопедический словарь
Автономия - АВТОНОМИЯ (греч. autos - сам и nomos - закон) - наличие у объекта или явления имманентных собственн... Новейший философский словарь
Автономия - от греч. autonomia, англ. autonimy самоуправление,независимость, право самостоятельного управления, ... Словарь бизнес терминов
Автономия - Автономія (иноск.) самостоятельность (собств. право самоуправленія). Ср. Алекс?й Павловичъ давно ут... Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
Автономия - • широкая автономия... Словарь русской идиоматики
Автономия - 1) право населения какой-л. территории осуществлять гос. власть; 2) гос. образование, существующее в... Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Автономия - АВТОНОМИЯ (от греч. autos - сам, nomos - закон) самоуправление, форма организации управления тер... Экономический словарь
Автономия - (гр. autonomia - от autos - сам и nomos - закон, т.е. самоуправление) - в широком смысле - определен... Энциклопедический словарь экономики и права
Автономия - (греч. autonomia - самоуправление, букв.: самозаконие,от autos - сам и nomos - закон) право самостоя... Энциклопедия юриста
Автономия - в общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо.В конституционн... Энциклопедический словарь конституционного права
Автономия - АВТОНОМИЯ (autonomy) Самоуправление. Термин употребляется по о... Политология. Словарь.
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Х    Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я  
Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!