Уральская историческая энциклопедия → Что такое Язычество, что означает и как правильно пишется

Что такое "Язычество"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Язычество — термин, обозначающий предшествующие теизму формы религий многобожия. Считается, что он происходит от слав. «языцы» — нехристианские «народы», враждебные православию. На Западе его синонимом является лат. «paganus». Т.о., это понятие изначально носило обличительный характер: Я. — ложные верования неразвитых примитивных племен, практикующих идолопоклонство, а потому подлежащие искоренению в ходе миссионерской деятельности по обращению в истинную веру. В научном религиоведении Я. обычно заменяется более однозначным и оценочно нейтральным термином — «политеизм» («многобожие»). Одной из наиболее ранних форм религии был фетишизм, основанный на представлении, что физические предметы, природные стихии обладают сверхъестественными силами, которые люди при помощи особых магических ритуалов способны использовать для того, чтобы предотвратить катастрофическое воздействие окружающей среды. В рамках той же тенденции выделяют и анимизм — веру в самостоятельное существование души человека, время от времени покидающей его тело, а также духов отдельных сил природы, растений, животных, умерших предков. Древнейшей формой религии является и тотемизм — представление о мистической связи между человеческим родом и конкретным видом животных или растений — его могущественных предков, требующих особого почитания. Политеистические религии возникают в рамках мифологии и наследуют характерные для нее особенности. Здесь образ мира также складывается в результате переноса на природу связей и зависимостей, характерных для первобытного общества, т.е. путем ее одушевления, олицетворения. В результате отсутствует четкое разделение субъекта и объекта, личности и окружающей среды, сверхъестественных существ и природных явлений. Языческие боги не стоят над природой, они действуют внутри равновесного космоса как олицетворения многочисленных природных и социальных стихий, как действующие лица вечного круговорота умирания и возрождения, обеспечивая раз и навсегда установленный порядок мироздания, неподвластный усилиям ни людей, ни богов. Тем самым достигается как бы снятие напряженности в отношениях природного хаоса и целенаправленной человеческой деятельности, определенная предсказуемость результатов последней. Вместе с тем постепенно выявлялось и существенное отличие ранних форм религии от мифологии, а именно, наличие в них особой технологии целенаправленного воздействия на потусторонние силы — того, что называется религиозным культом. Впоследствии облики сверхъестественных существ усложняются, им приписываются черты антропоморфных богов и героев, наделенных всеми человеческими переживаниями и страстями. Происходит размежевание мифологических и религиозных персонажей: все более жесткое противопоставление тела и духа, плоти и души, священного и профанного, земного и небесного, формируется представление о едином, стоящем над миром всемогущем трансцендентном Боге. Примером может служить древняя религия иранских народов — зороастризм (I тыс. до н.э.), своим культом высшего благого начала и дуалистической картиной мира оказавший существенное воздействие на формирование теизма. Специфические комбинации языческих и теистических элементов так или иначе характерны для всех религий. Все попытки апологетов теизма (иудаизм, христианство, ислам) до конца искоренить Я. оказывались безуспешными. Новые вероисповедные и культовые формы были вынуждены ассимилировать древние языческие представления и сюжеты, воплотившиеся в обычаях, праздниках, в самом образе жизни. На бытовом уровне доминировал своеобразный синкретизм, отчетливо выступающий в современной России, где многие православные представления по-прежнему толкуются в рамках языческих образов, традиционных для данного региона — вопреки жесткой догматической вертикали. Одновременно повсеместно возрождаются древние языческие культы — но не в изначальном «чистом», а в модернизированном виде, с использованием ритуалов и форм коллективистской деятельности, заимствованные у теизма (неоязычество). В современной России эти «природные» культы часто рекламируются как проявления истинно «народной» духовности, санкционирующие местнические политические амбиции.
Язычество - ЯЗШЫЧЕСТВО, Ца, ср. Общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии. Эпо... Толковый словарь Ожегова
Язычество - (от церк.-слав. языцы — народы, иноземцы)         обозначение нехристианских, в широком смысле—поли... Большая Советская энциклопедия
Язычество - ЯЗЫЧЕСТВО, язычества, мн. нет, ср. Идолопоклонство, вообще - религия, основанная на поклонении многи... Толковый словарь Ушакова
Язычество - ср. 1. Религия, основанная на поклонении многим богам (в отличие от христианства, магометанства, бу... Толковый словарь Ефремовой
Язычество - -а, ср.... Малый академический словарь
Язычество - ЯЗЫЧЕСТВО, традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности теизму. В совреме... Современная энциклопедия
Язычество - ЯЗЫЧЕСТВО - традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В совр... Большой энциклопедический словарь
Язычество - ЯЗЫЧЕСТВО - теологический термин, конституированный в рамках дуальной оппозиции «теизм (в конкретно... Новейший философский словарь
Язычество - язы?чество сущ., с., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? язы?чества, чему? язы?честву, (вижу) ... Толковый словарь Дмитриева
Язычество - Язычество ? традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В... Энциклопедия культурологии
Язычество - Традиционное обозначение дохристианской и нехристианской религии и политеистических религиозных веро... Россия. Лингвострановедческий словарь
Язычество - (от церковного "языцы" - народы, иноземцы)    традиционное обозначение дохристианских и нехристианск... Уральская историческая энциклопедия
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Х    Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я  
Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!