Официальная терминология → Что такое НАУКА, что означает и как правильно пишется

Что такое "НАУКА"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

НАУКА 1-й источник: НАУКА (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурной жизни, европейским народам. Наука образует сущность человеческого знания; по Канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (см. ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам ее. В отличие от опытного знания (эмпирии), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей (Аристотель). В анализе она переходит от «целого» к «частям», а в синтезе – наоборот; посредством индукции наука от опыта и наблюдений обращается к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного – к общему, а при помощи дедукции – от общего к частному, всегда проверяя одно другим (см. МЕТОД). Прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь (см. СИСТЕМА) в действительность, в элементы бытия, событий, т.е. во все более глубоком познании их связей, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем миром. Смысл этой связи исходит от нас самих, из нашего существования с другими и из роли, которую играет в этом событии реальность сущего. Наукой в истинном смысле является наука о мире. По отношению к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов. Но наметить предметные области – значит дать не простую схему деления на специальные области, но «вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов... При этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и ее строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет» (Хайдегтер). И именно потому, что философия в первую очередь должна выработать инструменты мышления, прежде чем вообще сможет обнаружиться какая-нибудь определенная и соответственно новая область реальности (напр., техника стала возможной только тогда, когда уже были налицо метафизические предпосылки господства над природой в современном смысле этого слова; см. РАЦИОНАЛИЗМ). Такие проекты возникают постепенно, являясь результатом взаимодействия философии с частными науками. В Западной Европе наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения мира, перешла к постижению его в понятиях (см. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Наука в дневнегреч. культуре представляла собой целостную науку, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален и т. д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира. В эпоху христ. средневековья наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия «наука» понятием «естествознание». Эта «новая наука» начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована закономерность природы. Эта новая форма приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени их применения в математике. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран мира. В особенности оно возросло благодаря подведению строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого времени исключительно на ремесленном опыте. С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. В результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о мире в целом, а действительности – как единого целого. Рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. Это в свою очередь отразилось на науке и повлекло за собой все большее и большее превращение ученого в специалиста, а высших учебных заведений – в места по подготовке специалистов. Из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил «кризис» науки, который был не только кризисом доверия в отношении вещей, но гл. о. кризисом самих ученых. «Ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. Это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение и приводит его к выводу, что больше вообще нет никакой твердой опоры и все познанное эфемерно. Но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. Творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают все здание знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом смысле сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. Впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые ее постигают, если они неискренни в своем желании знания» (Ясперс). Некоторые мыслители (напр., такие, как Фр. Бэкон, Лейбниц, Даламбер, Кант, В. Вундт, Б. Эрдман, Оствальд и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах. Но только возврат к метафизике и применение целостного способа рассмотрения во всех областях науки преодолевают ее «кризис» и способствуют в наше время срастанию частных наук и философии в единую науку в собственном смысле этого слова (см. STUDIUM GENERATE). Частные науки классифицируют с точки зрения их предмета или метода и выделяют описательные, объясняющие, типизирующие, генерализирующие науки; науки, изучающие события, законы, структуру, чисто теоретические дисциплины, технические методы и т. д. Они делятся также на практические и теоретические, общие и специальные, идеальные и реальные. Точными науками часто называют те, которые основаны на мере и числе (математика, физика и астрономия).
НАУКА - НАУКА ж. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти, или взять ... Толковый словарь Даля
НАУКА - НАУКА, Ци, ж.... Толковый словарь Ожегова
НАУКА - в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчет... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
НАУКА - I Нау?ка         сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическ... Большая Советская энциклопедия
НАУКА - НАУКА, науки, ж. 1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышле... Толковый словарь Ушакова
НАУКА - ж. 1. Исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития ... Толковый словарь Ефремовой
НАУКА - НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация з... Современная энциклопедия
НАУКА - "НАУКА" - Всероссийское объединение издательских, полиграфических и книготорговых предприятий РАН, М... Большой энциклопедический словарь
НАУКА - НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно орг... Новейший философский словарь
НАУКА - НАУКА особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно орган... История философии
НАУКА - — Сфера деятельности, основная функция коей — выработка знаний о мире, их систематизация, на о... Большая психологическая энциклопедия
НАУКА - знание или как метод. Научные знания представляют собой совокупность фактической информации о матери... Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
НАУКА - нау?ка сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? нау?ки, чему? нау?ке, (вижу) что? нау?ку, ч... Толковый словарь Дмитриева
НАУКА - Древнерусское – укъ (учение). Слово «наука», означающее «определенную область знаний», является русс... Этимологический словарь русского языка Семенова
НАУКА - кому-либо (иноск.) — урок, выучка Ср. "Не шубу бью, молодой науку даю" (дружко бьет молодую кнутом ... Толково-фразеологический словарь Михельсона
НАУКА - См. наукообразный ... История слов
НАУКА - • настоящая наука • подлинная наука... Словарь русской идиоматики
НАУКА - невежество... Словарь антонимов
НАУКА - наука всепобедная (Нем.-Данченко); строгая (Баратынский); чистая (Боборыкин)... Словарь эпитетов
НАУКА -    система получения информации о мире ("естественные науки" и математика), в том числе - о человеке... Мир Лема - словарь и путеводитель
НАУКА - НАУКА         область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию систе... Энциклопедия культурологии
НАУКА - ПодразделыОбъекты, относящиеся к сфере нанотехнологийИскусственные (синтетические) низкоразмерные о... Энциклопедический словарь нанотехнологий
НАУКА - "...Слово "наука" означает деятельность, с помощью которой человечество, индивидуально либо небольш... Официальная терминология
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Х    Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я  
Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!